Глава
2. Советы по выполнению фотосъемки.
Урок
15.
Компоновка снимков. Использование
видоискателя и ЖК-дисплея. Правило
«третей». Выбор ориентации объектов.
Под
компоновкой понимается размещение
объектов съемки в пределах получаемого
снимка. Увидеть результат компоновки
можно как с помощью оптического
видоискателя, расположенного рядом с
объективом, так и на экране цветного
ЖК-дисплея (см. рис.).
Рисунок.
Расположение оптического видоискателя.
Применение
оптического видоискателя может быть
оправдано в тех случаях, когда вы весьма
ограничены в элементах электропитания,
например, при истощении батареек без
возможности их замены или зарядки
аккумуляторов либо если имеется стойкая
привычка после использования традиционных
пленочных фотоаппаратов. В остальных
случаях применение встроенного дисплея
предпочтительно, ведь на экране сразу
виден результат вашей компоновки.
Следующим
положительным фактором в пользу
ЖК-дисплея является отсутствие у него
так называемого параллакса – явления,
когда через видоискатель вы видите одни
объекты, а на получаемом снимке в поле
зрения попадают другие. Это связано с
тем, что ось оптического видоискателя
не совпадает с осью объектива. Такое
несоответствие в отображении снимаемой
сцены увеличивается при малом расстоянии
до объектов съемки, особенно это заметно
при макросъемке.
Если
вы все же примените оптический
видоискатель, то лучше ЖК-дисплей
отключить, нажав на соответствующую
кнопку (см.рис.).
Рисунок. Кнопка
отключения ЖК-дисплея.
Так
как же лучше расположить снимаемые
объекты на снимке?
Конечно,
такой выбор зависит от вкуса фотографа,
но все же имеются общие правила, принятые
у профессионалов. Приведем некоторые
из них, может быть, они пригодятся на
пути к достижению совершенства.
Правило
«Третей». Это одно из самых важных
положений у знатоков фотографии. Суть
его заключается в том, что поле снимка
мысленно делится на три горизонтальные
и три вертикальные линии (см.рис.).
Рисунок.
Иллюстрация применения правили «Третей».
Точки
пересечения этих линий, а всего таких
точек четыре, и являются местом
преимущественного расположения объекта
съемки. В нашем случае это домашние
тапочки, которые так и хочется побыстрее
одеть и помчаться съесть вкусно пахнущий
завтрак.
Расположение
самого важного объекта.
При
компоновке снимка следует определиться,
какой из снимаемых элементов будет
наиболее важным и потом расположить
его самым выгодным образом. При таком
отборе желательно придерживаться общих
рекомендаций:
-
старайтесь иметь один наиболее интересный
объект в пределах снимка. Два и более
объектов будет распылять внимание
зрителя, а их множество, особенно
однотипных, вообще не позволит
сконцентрировать внимание;
-
фон сцены не должен быть очень ярким,
иначе выбранный вами объект будет плохо
выделяться;
-
объекты второго плана выбирайте такими,
чтобы они не акцентировали на себе все
внимание. В противном случае лучше
выполнить отдельно видовой снимок для
интересного объекта заднего плана;
-
если объект имеет значительные размеры,
то лучше его расположить не по центру,
а со смещением вверх или вниз, сдвинув
в сторону .
Выдерживание
баланса снимка.
Балансом
сцены можно назвать расположение
объектов относительно краев снимков,
выполняемое по определенным критериям:
-
если у одной стороны находится какой-либо
объект, то с противоположной стороны
должен быть другое изображение, достойное
внимания. Примером является снимок, где
группа колхозников, изображенная в
стороне на уборке урожая, противопоставляется
фигурами приехавшими из города
тележурналистами, с чувством гордости
наблюдающими за ручным творчеством
сельчан;
-
в том случае, когда дополняемый для
баланса объект с другой стороны имеет
меньшие размеры и значимость, то это
асимметрический баланс. Таким является
сцена, где с одной стороны изображен
автомобиль класса «Мерседес», а с другой
для контраста - символ социализма
горбатый «Запорожец»;
-
если же объекты равнозначимы, то такой
баланс называется симметрическим.
Например, когда с одного края снимка
присутствует группа митингующих научных
работников, с трудом сводящих концы с
концами, то другой край композиции
вполне может быть сбалансирован толпой
обманутых вкладчиков.
Оптимальное
расстояние до выбранного объекта.
Этот
критерий также важен для создания
правильной композиции. Если отойти
довольно далеко от предмета вашего
внимания, то на снимке он может получиться
очень мелким – это наиболее часто
встречающаяся ошибка начинающих
фотографов. Конечно, цифровое фото
позволяет увеличивать изображение.
Однако, при небольшом разрешении (менее
1600х1200 тнд) возможности такого программного
увеличения незначительны. А, кроме того,
если при съемке вы уже произвели
компоновку и включили на задний план
достойный фон, то при увеличении снимка
и вырезании его части композиция может
быть нарушена.
Если
вы хотите получить изображение крупным
планом, то подойдите к объекту как можно
ближе. Тогда будут видны мелкие детали,
которые не видны с большого расстояния.
Выбор фона.
Когда
вы снимаете объект крупным планом, то
фон не должен быть интересней вашего
предмета. В таких случаях лучше подбирать
такой фон, который имел бы единую
раскраску или однотипную текстуру.
В
качестве примера может быть использованы
облака при съемке исторических строений,
крона деревьев для фона памятников и
т.д.
Расположение
снимка относительно линии горизонта.
При
съемке открытых пространств важно
учитывать положение линии горизонта.
Старайтесь выдерживать ее параллельно
относительно нижней стороны кадра, в
противном случае снимок будет «завален».
Плохо
смотрится снимок, поделенный линией
горизонта ровно пополам, желательно
смещать ее вверх или вниз, а еще лучше
применять вышеизложенное правило
«третей».
Влияние
ориентации объекта на композицию снимка.
Большинство
снимков выполняется в горизонтальной
ориентации, так как сама камера и ее
матрица имеют такую форму, когда длина
больше высоты. Эта ориентация рекомендуется
при съемке групп людей, животных,
комплексов зданий и сооружений, видовых
снимков с видимой линией горизонта и
т.д. Кроме того, указанное расположение
кадра лучше использовать при просмотре
видеоматериала на мониторе или телевизоре,
ведь их экраны имеют горизонтальную
ориентацию.
В
некоторых случаях предпочтительно
располагать снимок вертикально – при
съемке высоких зданий и башен, к примеру,
Останкинской или Спасской. Такую же
ориентацию желательно выдерживать при
фотографировании отдельно стоящего
человека, дерева, жирафа и т.д.
При
съемке движущихся объектов, таких как
автомобили, лошади, спортсмены следует
компоновать снимок так, чтобы они
двигались как бы в кадр, а не от него.
Еще лучше оставлять свободное пространство
перед объектом, что усиливает эффект
движения.
Так
же желательно использовать ориентацию
линейных объектов второго плана при
создании общей компоновки снимка. Речь
идет о заборах, оградах, стенах зданий
и других сооружений. Здесь нужно следовать
общему замыслу композиции, примером
может служить съемка высокого сооружения
на фоне имеющего такую же ориентацию
здания.
Другим
примером удачной компоновки может
служить такой вариант, когда при просмотре
линейного объекта взгляд как бы упирается
в достойный особого внимания предмет.
Приведенные
выше рекомендации носят рекомендательный
характер, и их применение зависит от
вкуса и общих представлений о гармонии
самого человека. Но годами выработанные
правила компоновки могут пригодится
начинающим фотографам, чтобы самим
определиться в своих предпочтениях и
научиться создавать настоящие шедевры.
После
того, как мы определились с расположением
объектов относительно камеры самое
время узнать о влиянии освещения на
результат съемки.
|